Как правильно выстроить учет товара в розничном магазине?

Хорошо поставленный учет товаров в магазине – залог успеха

 

Огромную роль в организации учета товаров играет бухгалтерия и установленная  организацией учетная политика предприятия. Именно учетной политикой предприятия для целей бухгалтерского и налогового учетов определяются:

  • формы первичных документов для каждой операции товародвижения, порядок и периодичность заполнения форм;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • формы отчетности для материально-ответственных лиц и сроки предоставления товарных отчетов в бухгалтерию;

  • методы оценки материальных запасов и метод списания запасов на затраты;

  • порядок проведения инвентаризации;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля  хозяйственных операций.[1]

Очень важно, чтобы выбранные розничным предприятием методы учета товаров соответствовали современным технологиям и формату магазина. Учет должен быть организован так, чтобы не только готовить информацию для внешних пользователей (банков, инвесторов, налоговой инспекции), но и обеспечивать внутренние отделы и руководство организации достоверной и актуальной информацией о товародвижении.

Учет товаров: бухгалтерский учет.

 

Учет товаров в магазине может осуществляться по покупной или по продажной цене. Возможность учитывать товар по продажной цене предоставлена только предприятиям розничной торговли и используется в тех случаях, когда нет возможности организовать количественный учет товаров.

 Если предприятие использует этот метод, то при поступлении товара в магазин он принимается к учету по ценам продажи, установленным в этом магазине. Продажная цена формируется путем прибавления наценки к покупной цене. В случае изменения цены продажи остаток товара подлежит переоценке. Ее результаты оформляются специальным актом, в котором фиксируют увеличение или уменьшение торговой наценки по переоцениваемым товарам.

Списание товара происходит на основание показаний счетчиков ККМ, т.е. сумма выручки списывается со счета учета товаров.

Средний процент торговой наценки, приходящийся на сумму реализованного товара, вычисляется по формуле:

СПТН = (ТНн + (ТНп-ТНв)) / (ВПЦ+ОТПЦк)*100,

где

СПТН – средний процент торговой наценки,

ТНн – торговая наценка на начало периода,

ТНп – торговая наценка, поступившая за отчетный период,

ТНв – торговая наценка, на выбывшие без продажи товары,

ВПЦ – выручка в продажных ценах,

ОТПЦк – остаток товаров в продажных ценах на конец отчетного периода.

            Реализованная торговая наценка равна произведению выручки от продажи товаров и среднего процента торговой наценки.

Покупная стоимость реализованного товара в этом случае определяется как разница между суммой выручки и вычисленной сумой реализованной торговой наценки. Определить количество товара, находящегося в учете можно только с помощью инвентаризации, поэтому этот метод часто называют «суммовым».

Если организацией выбран метод оценки товарных запасов по покупным ценам, то в цену товара  включают все затраты, связанные с приобретением товара и по этой цене товар принимается к учету[2].

 В случае учета товаров по покупным ценам, организация в учетной политике должна установить так же метод списания их стоимости на затраты. На практике приобретение одного и того же товара может осуществляться по разным покупным ценам, в результате этого в остатках появляются отдельные партии товара с разной ценой. Поэтому, отгружая товар, можно списать его остатки разными способами. В бухгалтерском учете разрешены следующие методы:

  • по себестоимости каждой единицы;

  • по средней себестоимости;

  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Способ по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) запрещен к использованию в бухгалтерском учете с 1 января 2008 года.

Метод списания по себестоимости каждой единицы используется в случае торговли уникальными или нумерованными изделиями.

Средняя себестоимость рассчитывается для каждого вида товаров путем деления общей себестоимости на их количество. При этом себестоимость и количество товара складываются из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших товаров в течение данного месяца.

Способ ФИФО предполагает списание товаров в последовательности их приобретения.

Операция списания проданных товаров в соответствии с выбранным методом выполняется в современных магазинах с помощью специальных программных средств. Вручную такие расчеты выполнить практически невозможно. Поэтому при выборе метода в розничном магазине следует учитывать не только его влияние на финансовый результат предприятия, но и возможности IT-системы и устойчивость работы программного обеспечения. Если выбранный метод окажется «неудобным» для работы программного обеспечения, то автоматизированная обработка товарных документов может занимать значительное время и потребует применения более сложных технологий обработки документов.

Метод списания на затраты по себестоимости каждой единицы – можно назвать единственным «точным», так как в этом случае, расход товара, учтенный в бухгалтерском учете, совпадает с  фактическим расходом. Этот же метод является самым устойчивым при использовании в IT-системах, независимым от последовательности регистрации поставок товаров в системе. К сожалению, на практике, его можно применять только в том случае, если организован раздельный учет каждой партии товаров. Для розничного магазина это означает маркировку каждой партии поступившего товара своим уникальным продажным кодом.

Все остальные методы зависят от последовательности регистрации в системе накладных поставщиков. Если какой-либо документ не зарегистрирован в системе во время, то это может привести к нарушениям последовательности списания при методе FIFO.

 Метод списания по средним взвешенным ценам потребует дождаться конца отчетного периода, то есть конца месяца. При этом расчет средних цен для каждого товара и последующее вычисление себестоимости списанного товара для каждого документа может занимать значительное время.

По мнению автора, наиболее оптимальным методом списания запасов на затраты для розничного магазина является метод FIFO, он позволяет не откладывать расчет в долгий ящик – обрабатывать информацию меньшими порциями, ежедневно, тем самым поддерживая базу в актуальном состоянии.

При ведении количественно-суммового учета необходимо расшифровать сумму, отраженную на синтетическом счете учета товаров с помощью специальных аналитических отчетов. Как правило, такими отчетами могут служить оборотные ведомости движения товара в разрезе подразделений, в которых указываются суммы и количество прихода, расхода, а также остатки для каждого товара в суммовом и количественном выражении. Итоговые значения оборотов и остатков в отчетах должны совпадать с данными бухгалтерского учета[3].

Для среднего магазина при товарной номенклатуре от 3000 до 5000 позиций объем такого отчета будет составлять десятки страниц формата А4.

На первый взгляд учет по продажным ценам кажется более простым и доступным. Он не требует использования специальной техники и программ. Достаточно обычного кассового аппарата и в конце месяца с помощью не сложного расчета можно вывести сумму реализованной наценки. Действительно, на практике этот метод широко применяется магазинами с небольшим ассортиментом товара в магазинах прилавочной торговли.

В то же время этот метод учета так же часто выбирается средними и крупными магазинами, которые оснащены современной техникой и программами.

Почему это плохо? Во-первых, в этом случае бухгалтерия не ведет количественного учета товара. Информация о движении товара, которая накапливается в базе данных магазина, не востребованная бухгалтерией, не контролируется должным образом. Бухгалтерия не выдвигает требований «борьбы с отрицательными остатками» и в базе данных множатся карточки с ошибочными остатками. Некоторые ошибки учета в этом случае не обнаруживаются или обнаруживаются через значительный промежуток времени, а ведь некоторые из ошибок могут оказать значительное влияние на результаты инвентаризации.

Таким образом, ведение учета по закупочным ценам, которое тесно связано с количественным учетом товаров, заставляет осуществлять более жесткий контроль документов товародвижения, в то время как учет по розничным ценам позволяет закрыть глаза на некоторые недостатки и не разбираться в них. Что лучше обнаружить проблемы и устранить их, или закрыть глаза и не замечать проблем – решайте сами!

Во-вторых, к недостаткам метода учета по розничным ценам следует отнести частое изменение розничной цены товара и необходимость отражения этого изменения в бухгалтерском учете. Для проведения переоценки необходимо определить количество товара, имеющегося в наличии в данный момент. Для этого проводится инвентаризация. По правилам требуется закрытие магазина (отдела). На практике магазины часто проводят переоценку товара в середине рабочего дня, и, конечно, магазин при этом никто не закрывает.

В этих условиях количество товара подлежащего переоценке может быть определено неверно. Если в остатке будет указано меньшее количество товара, чем есть в наличии, то автоматически на сумму недооценки в случае повышения цен образуется «излишек». В случаях завышения количества переоцениваемого товара в итоге получим «недостачу» товара. Этим недостатком могут воспользоваться недобросовестные работники.

Когда-то в ходе обсуждения применяемого метода учета товаров по розничным ценам  одной известной региональной розничной сети в качестве аргумента «против» учета по розничным ценам  был указан вышеупомянутый «недостаток». Вскоре  ревизионный отдел компании провел внезапную проверку результатов переоценки товара в одном из магазинов. Результаты ошеломили: по отдельным позициям количество переоцениваемого товара было указано в пять раз меньше при этом, конечно, проходило повышение цены.

Почему же при наличии современных возможностей и современных методов для учета предприятие выбирает явно устаревший и несовершенный метод? При ответе на этот вопрос руководители организаций часто ссылаются на отсутствие средств на покупку дорогостоящих ККМ. Однако, в настоящий момент, существуют более дешевые варианты - фискальные аппараты, которые можно подключить к компьютеру.

Другая причина - материальная ответственность сотрудников  установлена по розничным ценам. Но ведь, мера материальной ответственности определяется вовсе не учетной политикой предприятия, а тем, как это определено договором о материальной ответственности с сотрудником  или коллективном договоре  и административным и уголовным кодексом.

Основными причинами учета товаров по розничным ценам следует назвать:

  1. косность мышления: неумение и нежелание вести учет по-новому, по-старинке проще и привычнее

  2. «маленькие» хитрости, доставшиеся нам в наследство от несовершенства применяемых методов, некоторые «опытные» работники торговли не хотят расставаться с ними

  3. желание сократить объемы бухгалтерской работы в угоду собственным интересам, а не интересам компании.

Учет товаров: налоговый учет

Каждая организация, являющаяся плательщиком налога на прибыль, обязана самостоятельно организовать и вести налоговый учет. Методы, которые применяются организацией, закрепляются в учетной политике для целей налогообложения. Основной задачей налогового учета товаров является определение суммы доходов и расходов, связанных с реализацией товаров. Ст.320 НК РФ отражает особенности, связанные с формированием расходов для оптовой, мелкооптовой и розничной торговли.

Налогоплательщики могут выбрать способ формирования стоимости приобретения товаров: с учетом всех расходов, связанных с их приобретением, или без учета таких расходов только по покупной стоимости.

Порядок определения стоимости реализованных товаров установлен ст. 268 НК РФ Организация может установить один из методов оценки покупных товаров при их реализации из четырех возможных вариантов:

- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

- по средней стоимости;

- по стоимости единицы товара.

Для сокращения учетной работы организации стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет товаров, в основном за счет изменений учетной политики бухгалтерского учета.

Обратите внимание, что в налоговом учете не предусмотрен способ учета товаров по продажным ценам. Это отличие является еще одной причиной в пользу отказа организации розничной торговли, являющейся плательщиком налога на прибыль, от учета товаров в бухгалтерском учете по продажным ценам. В противном случае учет товаров придется вести отдельно для целей бухгалтерского и налогового учетов.

Другим отличием является возможность списывать товары по методу ЛИФО в налоговом учете, который запрещен для применения в бухгалтерском учете. Поэтому если организацией в налоговом учете выбран этот метод, то расчеты стоимости реализованного товара придется осуществлять дважды – для каждого из учетов отдельно.

 

Деветьярова И.Н.,

консультант КГ «Супер-Розница»

 по постановке управленческого учета и системы бюджетирования

 

 

 

 

[1] п.8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)

 

 

 

[2] Возмещаемые налоги, например НДС, в цену товара не включаются.

 

[3] П.7, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н)

 

Please reload

Избранные посты

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Электронный адрес

nnovoselova@yandex.ru

Телефон

+7 906 032 13 20

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2001-2019

КГ "СУПЕР-РОЗНИЦА"